Нормы ударения

1. Русское словесное ударение

Русское словесное ударение характеризуется двумя особенностями:

1) оно разноместно (т. е. может стоять на любом слоге слова: три́жды – первый слог, водá – второй слог, городскόй – третий слог, производи́тельность – четвертый слог и т. п.);
2) и подвижно (т. е. в разных формах может перемещаться с одного слога на другой: нача́ть – на́чал – начала́ – на́чали).

Эти особенности и делают русское ударение объективно трудным для изучения.

Иногда слово содержит второе, добавочное ударение, которое всегда предшествует главному и часто оказывается на первом слоге слова. Такое ударение называется побочным, или второстепенным; оно характерно для сложных слов и слов с приставками анти-, архи-, де-, контр-, после-, пост-, про- (лат.), ре-, сверх-, супер-, транс-, ультра-, экс-. На письме такое ударение обозначается следующим знаком: à: гу̀стозасё́ленный, пòслевоéнный, прòамерикáнский, àрхивáриус.

2. Функции ударения

1. Смыслоразличительная: хло́пок – хлопо́к, о́рган – орга́н.
2. Форморазличительная: ру́ки – именительный падеж множественного числа; руки́ – родительный падеж единственного числа.
3. Стилеразличительная: догово́р – книжный стиль произношения; до́говор – разговорный стиль произношения.

3. Варианты ударения

Ученые склоняются к мысли, что в настоящее время в языке существует около 5.000 общеупотребительных (без учета специальных!) слов, где зафиксированы колебания в ударении (варианты).

Варианты ударения могут быть следующих видов:

1. Семантические – пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов или форм: хло́пок – хлопо́к, ру́кируки́.
2. Стилистические – пары слов, которые в зависимости от ударения используются в разных стилях речи: догово́р – книжный стиль произношения; до́говор – разговорный стиль произношения.
3. Нормативно-хронологические – пары слов, в которых разноместность ударения привязана к разным временны́м периодам употребления слова в речи: музы́ка (устар.: Гудит музы́ка полковая. Лермонтов) – му́зыка (совр.).
4. Акцентологические – равноправные: ржáветь – ржавéть.

Правила постановки ударения в русских словах существуют, но они чрезвычайно многочисленны, сложны и потому практически неприменимы. Поэтому проще обращаться к словарям и заучивать нужные слова наизусть.

И всё же есть несколько правил, которыми можно воспользоваться при постановке ударения в словах.

4. Ударение в именах существительных

Суффикс -ист всегда ударный: баяни́ст, тури́ст.

Суффиксы -ик и -к-а всегда стоят после ударного слога: дόм-ик, рéч-к-а.

Слова, образованные при помощи суффикса -тель, сохраняют ударение производящего слова: писáть → писáтель, читáть → читáтель.

В сложных словах со второй частью -пись (от слова писать) ударение всегда на первом корне: лéтопись, ско́ропись, маши́нопись.

Предлоги на, за, под, по, из, без, от, до могут «перетягивать» ударение на себя, если после этих предлогов идут существительные, имеющие основу из 1–2 слогов: нá ногу, зá голову, пόд ноги, пό лесу, и́з дому, бéз вести, час όт часу, дό полу. В этом случае знаменательное слово становится энклитикой (остается без ударения) при предлоге.

5. Ударение в именах прилагательных

Окончание -ой у прилагательных всегда ударное: валовόй, смысловόй, семеннόй.

Прилагательные с суффиксами -ив, -лив, -чив, -им, -н, -альн, -ельн, -тельн, -ист в краткой форме ударение сохраняют на том же слоге, что и в полной форме: роскόш-н-ый – роско́ш-ен – роско́шна – роско́ш-н-о – роско́ш-н-ы, крас-и́в-ый – крас-и́в – крас-и́в-а – крас-и́в-о – крас-и́в-ы.

Если односложная или двухсложная основа прилагательного не содержит в себе суффикса или содержит древнейший суффикс -к-, -н-, частично поглощенный основой, то в кратком прилагательном женского рода ударение обычно падает на окончание: глуп-ая – глупа́, стар-ая – стара́, дорог-ой – дорога́, в остальных кратких формах ударение сохраняется на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: глуп – глу́по – глу́пы (вариант глупы́ только допустимый).

Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в простой сравнительной степени оно будет на суффиксе: глупа́ – глупéе (глупéй).

Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то в простой сравнительной степени оно также будет на основе: крас-и́в-а – крас-и́в-ее.

6. Ударение в глагольных формах прошедшего времени

У глаголов, оканчивающихся в начальной форме на -сти, -чь, ударение во всех формах прошедшего времени падает на окончание: нести – нёс – неслá – неслό – несли́.

Если ударение в формах простого будущего падает на окончание, то в полных формах страдательных причастий ударение падает на суффикс -ённ- (-енн-): завершу́ – завершённый; покоря́т – покорённый.

Если ударение в формах простого будущего падает на основу, то в полных формах страдательных причастий ударение падает на слог, предшествующий суффиксу -енн-: уви́жу – уви́денный, заслу́жит – заслу́женный.

Многие глаголы и краткие страдательные причастия, которые обычно в начальной форме имеют 1-2 слога и оканчиваются в инфинитиве на -ить, -ать, -ять (брать, взять, забрать и т. п.), в прошедшем времени женского рода имеют ударение на окончании. Остальные формы сохраняют ударение на основе: брал – брала́ – бра́ло – бра́ли, взят – взята́ – взя́то – взя́ты.

Если суффиксы -о-, -ну- в инфинитиве находятся под ударением, то в страдательных причастиях, образованных при помощи суффикса -т-, ударение перемещается на один слог к началу слова: согну́ть – сόгнутый, прополόть – пропόлотый.

От причастий на -бранный, -дранный, -званный формы женского рода имеют ударения на основе: за́бран – за́брана – за́брано – за́браны.

Если в полном причастии ударение падает на суффикс -енн- (-ённ-), то в кратком причастии мужского рода ударение падает на этот же суффикс, а в остальных формах передвигается на окончание: влюблённый – влюблён – влюбленá – влюбленό – влюблены́.

Страдательные причастия с суффиксами -анн-, -янн-, -ованн- имеют ударение на слоге, предшествующем этим суффиксам: завя́занный, отлόманный.

Приставка вы- всегда «перетягивает» ударение на себя: плыла́ – переплыла́ – приплыла́, но вы́плыла.

7. Ударение в возвратных глаголах прошедшего времени

Сегодня для форм мужского рода характерен интенсивный перенос ударения с суффикса -ся на предшествующий слог: бри́лся, взви́лся, взорва́лся, взя́лся, впи́лся, гна́лся  и т. д. Только в отдельных возвратных глаголах в настоящее время литературным считается ударение на -ся: занялся́, начался́, принялся́, заперся́.

Формы женского рода, как правило, имеют ударение на окончании: брала́сь, взвила́сь, взяла́сь и т. д.

Формы среднего рода  и множественного числа имеют вариативное ударение, но ударение на основе обычно считается только допустимым: взяло́сь – взя́лось (доп.), взяли́сь – взя́лись (доп.), добрало́сь – добра́лось (доп.), добрали́сь – добра́лись (доп.).

8. Особенности ударения в некоторых иноязычных именах собственных

1. Ударение в нерусифицированных именах собственных (фамилиях, географических наименованиях и т.д.) обычно неподвижно: Двόржак – Двόржака.

2. Во французских словах ударение всегда на конце слова: Бомаршé, Жюли́.

3. В китайских и корейских словах ударение обычно на конце: Шанхáй, Мао Цзеду́н, Ceл, Kuм Иp Сéн.

4. В словах польских ударение на предпоследнем слоге: Варшáва, Квасьнéвский, Мáрек.

5. В словах японских ударение обычно на предпоследнем слоге: Хироси́ма, Нагасáки.

6. В словах английских, шведских, норвежских, датских, голландских большей частью ударение падает на первый слог: Ви́ндзор, Пи́квик, О́сло, Хáнсен, Е́сперсен.

Adblock
detector